Понедельник, 09.12.2019, 05:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный аквариум А.Ю. Ефремова

Главная » 2007 » Декабрь » 30 » О ближайшей перспективе, чтобы не помереть...
13:00
О ближайшей перспективе, чтобы не помереть...

              Статья Станислава Коренблита на Трямовском Портале (сообщение №5 в разделе "Статьи") затрагивает проблемы, которые и на виду, и на слуху, лежат на поверхности и видны невооруженным глазом даже тем, кто давным-давно вооружился и не только линзами, да очками, а еще и опытом.

     Вообще-то, разобраться бы для начала, кому она нужна сегодня эта наша, так называемая «авторская» или, что, еще хуже, «бардовская» песня. Если архивариусам, которые захлебнулись в мутных водах «ремесленных поделок» - это одно. Если прочим «хвостикам», которые собираются, вопреки  всему на фестивали и авторские вечера наших поэтов или «сочинителей» – это другое. Если «неприкасаемым», которым все равно будет хорошо – это третье. А если мальчикам и девочкам, которым мешает жить странное состояние «надо немедленно что-то написать» - это совсем четвертое.
Серьезности диалога, на мой взгляд, мешает некая нестыковка («противоречие» - выражаясь научным сленгом) между глубинами проблем, затронутых автором, и способностью нынешней молодежи, плывущей по течению АП (но не в глубине!), воспринять и  хоть как-то отреагировать, противопоставить хоть какими-то доводами, что катастрофические нотки «Кометы-Сферы» - это их, завтрашних, песня.
?>

(Я себя оппозиционирую с молодежью ровно настолько, насколько это может себе позволить человек, преодолевший 50 – летний рубеж, тем не менее, кое-что в жизни повидавший, хотя и относящий себя в большей степени к тем самым «оргам»).

Тем не менее, затронутые проблемы, да и сама статья – не что иное, как обращение к молодым, к той самой доминирующей в современной АП, части «людей, обладающих лучшим голосом, владеющих лучше гитарой (хотя не всегда), может, даже лучше выглядящими на сцене, короче, к людям «вторичным» от АП, по мнению автора.

 

Да было бы и глупо полагать, что исследование (а в данном случае – это действительно, и серьезный, и актуальный взгляд) – очередная дань моде «виртуальных общений», цель которого – «засветить» тему и на этом успокоиться. Тем, кто в АП, так или иначе, крутится более 35 лет  (чуть меньше, чуть больше – не в счет, как ни крути, мы «вторая» волна) повезло, конечно, неизмеримо больше, даже при условии, что у нас не было цифровых диктофонов с компьютерами и Интернет. (Почему нам повезло больше (это для «обиженной» молодежи – потому, что мы застали, видели воочию и участвовали в тех фестивалях, в которых были Законом ценности Поэзии и интеллигентности).

Поэтому, то, о чем так яростно (в отношении нынешней безвкусицы в АП) печется автор понятно и не очень интересно – мы в курсе. А вот молодежь (от 20 и выше) – не в курсе, не видели, нашим «сказкам» внимают с ленцой и благосклонностью собаки Баскервилей, пробормотавшей «Ну-ну…» при встрече с Герасимом.

Поэтому «вторичность» я понимаю именно в тех смыслах, которые подчеркивает автор. И именно поэтому я кое в чем с ним не согласен.

Симпатичные цитаты Аристотеля, римских философов, да и Шу-цзина, приводимые автором в «историческом обосновании»  - это давно доказано – обосновывали классическое, авторитарное или имперское построение того государства, которое так пеклось о своих певцах и песнях.

 При всем, при этом, в империях, надо отдать им должное, вопросам образования уделялось приоритетное значение. Нынешние – образовываются тоже государствами, ну и семьями, конечно с их проблемами, и дворами, которых больше нет, и «улицами» со всеми их «прелестями», и СМИ. Причем, последними – больше всего.
И если те самые «классики» в АП сделали ее (АП) предметом рынка (а куда им было деться!), молодежи просто некогда, а зачастую, и незачем думать о каком-то мифическом качестве «слова-образа-созвучия текста и гитары». Ведь с экранов, из радиостанций и дисков звучат, как правило, попсовые, доступные всем, а потому, рейтинговые в эфире трофимы и земфиры. К слову, музыкальная оснастка в виде «бэков», «дудок» и «скрипок» с барабанами под наши гитары – дело, на мой взгляд, тонкое, но не настолько плохое, чтобы сразу его отрицать и не «пущать». Это отдельная тема для разговора. 

          Но говоря о молодежи, имея сегодня такие флаги, как «Песни нашего века», как «Грушинка», имея такие ориентиры, как хорошие заработки «розовых баумов» и других очень уважаемых людей, устанавливающих или принимающих установленную на весь мир «таксу» за свое творчество – почему бы не делать также? Хотим мы этого или не хотим, авт. песня со времен ?>1986 г., т.е. Саратовского Всесоюзного, становится (да уже давно стала!) профессиональным видом деятельности. Многим, очень многим хочется в профессионалы и сразу в «элиту». И само по себе, это желание не так уж порочно. Речь о другом. АП, как бы ее мы не хоронили вслед за Б.Ш. (светлая ему память!) продолжает стоять на духовной основе. Так уж получилось. Не мы это создали, не нам и рушить. Ходить на рынок с духовностью в авоське – дело порочное, если не сказать больше.

 
Но мы живем не в Римской Империи, а в тех государствах, в которых живем. И понятно, что  и сегодня духовность – приобретаемое качество, свойственное каждой личности. Аристотель и иные тут несколько ни при делах, а точнее, с боку.

         Симпатичные пацаны из Воронежского клуба «Вега» или харьковские из клуба «Дворняги» пока где-то «запопсованы» - куда ж им деваться от нынешних «флагов», да «ориентиров»?!  Но дальше Личность разберется, выберет сама или, напротив, откажется от этих вечных мук, да станет вкалывать, да денежку в семью приносить, а песню в лучшем случае, оставит своим хобби, средством общения и встречи с друзьями, где все-таки незаметно «насаждаются» «наши» ценности. Что молодым только на пользу.

 

В общем, можно и дальше продолжать в том же духе, но для меня очевидно одно.  

Предложенные авторов пути выхода из кризиса не то, что не состоятельны, а ничего нового ни для нас, ни для молодых не несут, хотя в предложениях я, например, улавливаю конструктивные крючочки. Но… «Сохранение и увеличение по численности литературно-песенных объединений (клубов – Е.А.), где уровень песни поддерживается… высоким профессионализмом лидера»… тянет за собой профессию руководителя КСП, да еще и в рамках целой страны. А стране (то бишь, государству) нужна ли такая профессия? Если это предложение реализовывать вновь на уровне «междусобойчиков» - в Москве удалось, в Хабаровске получилось, ну в Запорожье – срослось, эту информацию можно принять к сведению, не более. Но это не выход. Это и так очевидно. Другое дело, что клубы-то вообще нужно создавать. И чем больше, тем лучше. Вот здесь-то и нужны «забронзовевшие» старики, причем совсем не из «элиты» - те-то, понятное дело, ни на что подобное давно уже не годны, у них другие задачи и цели (и они совпадают в целом с необходимостью АП не похоронить окончательно). Но «старики» не возжелают делать КСП – они ими наелись в 80-х. К тому же, для этого дела нужен и талант, и понимание святой ответственности за этих молодых. Реально - дай Бог, чтобы «старики» хотя бы в существующие молодежные клубы почаще захаживали «за просто так» и, пусть нудными и слабыми голосами, рассказывали и показывали бы, откуда мы все вышли (предвижу критику натурализма в получившемся подтексте. Ну, ничего, мы же «барды», у нас всегда так.).

Поэтому создание молодежных клубов сегодня – дело, скорее, самих молодых, которые, поверьте, совсем не хотят, чтобы их числили «вторсырьем», даже такие ортодоксы, как мы.

       И для меня очевидно, что без официальных властных структур, к которым я отношу, прежде всего, региональные структуры  управления образованием, здесь не обойтись. Раз уж мы «официализировались» настолько, что в программе по русской литературе в старших классах изучается «поэзия современных российских бардов», пусть и факультативно,  необходимо находить официальные пути для развития. Старая байка, что власти нас не поймут никогда – устарела. Странами давно руководят именно те, кто когда-то сиживал и у фестивальных костров, и в комсомоле наши песни просто учил наизусть.

Например, в «Студенческой весне», ежегодном празднике, который проходит в каждом городе, помимо КВН и пр., есть номинация «авторская песня». Поют не то, чтобы АП, но АП не поют. Потому (в том числе),  что в вузах нет КСП. А если и есть, как правило, не в той «методологии» функционирования, которая близка нам, и на которой мы воспитались. Эта задача не из легких. Убедить городского или областного чиновника от образования, что КСП в школе или вузе – это конструктивно – дело непростое из-за финансовой подоплеки реализации идеи (деньги всегда давали без радости). Легче убедить ректора-директора или на худой чай, проректора, а еще легче - отдел по воспитательной работе вуза или завуча школы. Для этого, правда, нужен желательно сильный региональный фестиваль, да еще люди нужны, которые взвалят на себя новый клуб.

     И все же, если добиться, чтобы  в «Студенческой весне» была номинация «КСП», а не «авторская песня», я ставлю в своем прогнозе на положительный результат. Будет и много шелухи, бесспорно, и психология «звезды» никуда не исчезнет, но это будет реально управляемая структура разных клубов, с которой можно и семинары проводить, и фестивали, и мастер-классы, и спорить, и советоваться – студенчество (из тех, кому мы нужны, а ведь их много), местами бывает думающим.

Второе предложение автора – «Конкурсы по новым правильным правилам» - дело хорошее. А может, не декларировать, а делать потихоньку свое дело, в тех же конкурсах?

Вот в Москве новое управление по делам молодежной политики в рамках министерства образования создали. Может быть, напишем коллективное письмо (именно, из регионов, с поддержкой тех самых «классиков»), чтобы в школах, да вузах рекомендовать создание клубов песни и поэзии молодежи, а в «Студенческой весне» – ввести номинацию «КСПП»? А что (или кто) мешает такое же сделать на Украине?

Хотя опять-таки, кому это надо?

       Панацеи от болезни, видимо, нет. Все решается, скорее всего, не нами, а повыше (пожалуй, на самом высоком уровне). Но, практически любой фестиваль Украины дает повод для оптимизма (в отношении молодых, их роста, их личностной самореализации). Да, слабые песни. В России еще слабее. Но что-то мы к нашей песне слишком уж завышенные требования предъявляем. Государства наши не рухнут, если барды петь перестанут. Они (эти государства) несколько трансформируются. От реалий жизни все равно не спрятаться в 80-х.

Категория: Новости фестивалей | Просмотров: 1344 | Добавил: Aefremov
Всего комментариев: 1
0
1 Станислав  
smile

Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31