Пятница, 26.04.2024, 16:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный аквариум А.Ю. Ефремова

Главная » 2011 » Февраль » 26 » О "душе" и "сердце" в авторской песне.
11:01
О "душе" и "сердце" в авторской песне.

...Киркоров слезы льет по телевизору. На всю страну...
Даже, на весь мир!
У меня по этому поводу есть песенка "Баллада о Гусе породистом, который не хотел жить в свинарнике..."
Но речь не о ней.
Когда говорят "душевно", понимают, надо полагать, что это хорошо. Когда Шариков говорит: "Я их сердцем чую", надо полагать, что это о любви...

         Что же это такое: думать сердцем и слышать душой?
Очень часто в обсуждениях об услышанной песне (в интернете, или просто, в разговорах), так или иначе, эта "проблемка" всплывает.
Приходится слышать или читать: мое сердце не наполнилось музыкой, хотя я честно прослушала авторскую песню...
Давайте условимся, что обычно, "сердце" наполняется (наполнено) не только музыкой. Там много чего: сосуды, мышцы, нервные окончания и т.д.
Понятно, что здесь под обобщенным "сердцем", видимо, нужно понимать то же самое, что в расхожих смыслах нам предлагают считать душой. 

Образ "души" и образ "сердца", когда говорят о своих переживаниях смысловых вещей меня всегда смущают из-за своей расплывчатости.
Дело в том, что и то, и то предполагает чувственное восприятие. Эмоциональную рецепторность своих первичных ощущений.
Эти ощущения, как справедливо, видимо, полагают  многочисленные психологи и медики, лежат в области очень простых, и даже "примитивных" (кавычу, чтобы не обижать кого ненароком) отношений человека (его сознания) к окружающему миру.
Чувственность дана человеку изначально, с рождения. Ее развивать не надо, о ней просто не нужно забывать (мы знаем случаи "зачерствения" этой самой души). Но и возводить простейшие чувственные рефлексы в свою основную позицию (а получается, что - жизненную позицию) означает быть гиперэмоциональным, т.е. быть "ЭМОшкой".
Современные популярные программы ТВ, шоу-бизнес стоит именно на этом: потому, слезы льют и Киркоров, и Малахов, и Ефремов с Квашой. Концепция передач (шоу) - слезливость. Или, наоборот, "обнаженность чувств", вот и пляшут - танцуют.
Хорошо, если слезы - ответная реакция чувственных рецепторов человека на понимание смыслов события, явления, трагедии, шутки (слезы от смеха).
Но когда "сердце не наполняется музыкой" там, где оно должно чем-то наполняться, прежде всего, от услышанного и понятого, и пережитого вместе с автором, текста (смыслов поэтических образов), а потом уже все воспринимать в гармонии (текст-мелодия-исполнение), хочется спросить: "А Вы, собственно, о чем?".
Вопрос этот можно поставить и иначе: "А о чем вообще-то, как Вы думаете, автор хотел сказать, получится у Вас, хотя бы пересказать, хотя бы повествовательно"?
Серьезный вопрос, между прочим. Дело в том, в большинстве своем "просто слушающие авторскую песню" предпочитают из активных ее соучастников, быть ее пассивными потребителями.
Так это - смерть нашей авторской песне!
Впрочем, думаю, что редко у кого получится с первого раза пересказать услышанное в песне: нужно прослушать несколько раз и, возможно, автору задать несколько вопросов.
Уповать же на то, что "я просто слушатель" и потому меня привлекает (или не привлекает) песня по факту своего звучания, ритмики, звукового ряда, эмоциональности исполнения -  означает расписываться в собственной... "поверхностности", даже "безличии". И  некое "сердце" или "душа" здесь - при чем!
Все ведь значительно проще (в 60-е годы это махом расчухали те, кто увидел, услышал феномен первых рок-н-рольных групп: кайфа - нет, нету ничего такого, чтобы станцевать (музыкой-то не наполняется ни сердце, ни душа, значит ее (музыки) и нет. Значит, и песни - нет).

Сильно сомневаюсь, что это - применимо к авторской песне.

Категория: Просто Новости | Просмотров: 860 | Добавил: Aefremov
Всего комментариев: 1
1 fishina  
0
Пассивные слушатели АП - это и ее смерть.
Сильно сказано.

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28