Процесс идет в ШРР: http://my.mail.ru/community/shrr/37BD0CD56CA007CC.html
Константин Юрин настаивал, чтобы по законам дуэли, были произведены «выстрелы», т.е. был сделан обмен мнений по существу представленных произведений. Причем, я - о его творчестве. А он – о моем. О моем творчестве Юрин, как смог, высказался. Т.е. «выстрел» произвел. Не скрою, я был ранен. Беспочвенным и безальтернативным мнением, в котором кроме злобы и обиды на всех и вся ничего, собственно, и не было. Рана была легкой, но неприятной. Ну да бог с ним! Дело-то затевалось неплохое, даже при условии нехватки времени. И т.к. опыт проведения мастерских у нас в ШРР был, подобные дуэли можно и повторять, в разных составах. Хотя, предвижу скепсис «опытных бойцов»: фестивалей что ли мало? Можно в реале, а не в виртуале поговорить, где хочешь, с кем угодно и сколько нужно. И неприятностей меньше, и времени больше. А тут получается один не очень здоровый замутил, оскорбил, спровоцировал, был удален и вся недолга. Но слово-то было сказано. За словом должно быть дело, тем более, что голосующие есть, ожидающие развязки.
«Здесь Россия, Русь моя Здесь родился и возрос я И ходил я через росы В рощу слушать соловья
Песнь пичуга запевает Пробудив весенний день И в оттаявшей воде Ива волосы купает
Здесь Россия, Русь моя Здес родился, вырос Я!»
Этими стихами, не вошедшими в «Дуэль», Константин знакомит нас с собой, своим творчеством и, надо полагать, заявляет свое, либо творческое, либо жизненное кредо, тем более, на такой патетической ноте. Имею полное право высказаться, тем более, что патриотическая линия есть и в моем творчестве, и даже в представленных для «Дуэли» стихах.
Сначала о плюсах. Автор, однозначно, любит свою родину, Россию, считает себя ее сыном и, надо полагать, никогда не станет иммигрантом, т.е. Россию «не предаст» (есть у отдельной части наших сограждан такое: кто «уехал» - тот уже не наш). И я пока без всякой иронии: тема серьезна, и мнение К. Юрина здесь не играет никакой роли. Но, можно согласиться с автором: у нас прекрасная природа, неповторимая духовность, проявляющаяся в слиянии души, необозримых просторов и уникальных красот малой Родины (и у каждого она своя), где, конечно же можно подглядеть такую картинку, когда «ива купает свои волосы в оттаявшей воде, под песнь весенней пичуги». Красиво. Кто не согласен с эти мнением, может здесь приводить свои аргументы.
«Мастерская» в виртуале, чего так хочет москвич К. Юрин, расширяет возможности «виртуального мастера», коим по роли довелось быть мне, воронежцу, т.е. «человеку глубинки», где Россия все же чуток поближе, чем в столице. Поэтому, мнение мое будет расширенным, хотя в реальных мастерских, работая, к примеру, с теми же Ю. Чайкой или Н. Чернявским, назначенными, без спроса, мною «секундантами», мы выходим и на эти темы. Все зависит от того материала, который авторы приносят в мастерские.
В приведенном стихе К.Ю. лично меня сразу же напрягает «неновость» темы. Понятна, что она (эта тема) во все времена актуальна. Причем, поэты об этом и писали во все времена, как бы тяжело ни жилось в России. Но напрягает не это. А то, что в этой теме трудно быть не вторичным, т.е. не первым, т.е. трудно найти свою боль, свою струну и быть при этом оригинальным, давая нам в своих стихах не просто лубочные картинки, как проявление любви к родине.
В этих «поэтических красках», конечно больше всех преуспел С. Есенин, именно поэтических. «Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосет глаза». Прекрасно и … неповторимо.
Но и Заболоцкий хорош: «В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна».
Ведь если опираться на фундамент высокой Поэзии, о чем настаивает К. Юрин, патриотизм и любовь к Родине тогда звучат в стихах убедительно, когда автор никого не повторяет, т.е. «поет себя».
Можно еще много найти на эту тему у поэтов, и не только классических. В наши дни семантика и контекст фразы «Россия… Родина… Любовь (весна; судьба; душа и т.д.)» - это, как правило, всегда нездоровый патриотизм, либо ведущий к лозунгам: «Уважай или уезжай», либо предполагающий «лиризм вне времени», где красной нитью проходит: «ВСЁ У НАС В РОССИИ ХОРОШО, ЛУЧШЕ, ЧЕМ У ВСЕХ!».
За подчеркнутыми красивостями не видно, и не хочется смотреть, и не хочется спрашивать а что там стоит, за «ивой купающейся в весне», кто там и как живет…
Но это – не недостаток стихотворения К. Ю. Представлено лирическое стихотворение – настроение, написанное, возможно, в хорошем, лирическом настроении.
Полет лирического патриотизма настолько высок у автора в этом настроении, что называет он свое творение символичным «Не уеду» (http://www.bards.ru/archives/part.php?id=28685) Видимо, сомнения все же есть. Вот в этих сомнениях, которые, видимо, есть, но которые не отражены в написанных строчках, уверен, скрыто то самое «авторство», которого мне (мне одному, друзья!) в этом стихе катастрофически не хватает.
И дело не в том, что можно придираться друг к другу, осознавая, что поэтами, все же рождаются.
О «чистом» патриотизме, т.е. о сокровенных чувствах к своей родине, на мой взгляд, лучше всех сказал Пушкин. Коротко и на века: «Здесь русский дух. Здесь Русью пахнет». Гениальная простота.
Или, вот, тот же Есенин, «вдруг» оставляет нам, потомкам, другой «нерв»: «Россия-мать! Прости меня, Прости! Но эту дикость, подлую и злую, Я на своем недлительном пути Не приголублю И не поцелую».
И все же стихи о России, если это стихи – это, для меня, «другое состояние»:
Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей.
(А. Ахматова)
«Вы слышите, грохочут сапоги…» (Б. Окуджава) «Протопи ты мне баньку по белому, я от белого свету отвык…» (В. Высоцкий) «Многоголосье» (Ю. Визбор).
И т.д.
Поэтому, о воздействии на меня стихотворенья «Не уеду» К. Ю. я могу сказать очень кратко.
Мне понравилось, что включено старое слово «возрос», хотя оно и ломает ритм и выглядит искусственно. И все смазал избитый штамп, приводимый автором в конце: «Здесь Россия, Русь моя Здес родился, вырос Я!»
В реальной мастерской я бы обязательно спросил: «Ну и что»? И я родился, и я вырос, и миллионы других… А поэзия - где? В пичуге, пробудившемся дне, иве? Согласен, но это - только начало. Это - красивая констатация факта свершившейся весны. Сделано поэтически-оригинально. Ну а дальше? Лично мне, как читателю, требуется развития, требуется выход автора на что-то личное, на тот самый «нерв», который и отличает Поэзию. Ну а если бы еще была бы некая кульминация – было бы совсем убедительно. А так: мы вздохнули, сказав «Ах!...» И… пошли дальше. Автор не раскрылся в этом стихе и не раскрыл своего возможного потенциала.
По небу мчатся облака, из далека Чернильной тучею, в блокнот легла строка
И будто снегом замело, закуролесило, А рядом нету никого, людское месиво.
Мечтал о райских я лесах и пел я песенки Шагая вверх, спускался в низ по темной лесенке Своею собственной рукой, все переправил я И пили все за упокой, а я за здравие.
Это стихотворение трудно комментировать. Необходимо уточнение деталей, в какой жизненной ситуации и почему оно написано. В реальной мастерской я бы сразу задал, как минимум 1 вопрос: «Если ты воевал, то где?» Дело в том, что я и сам воевал, друзья знают, и какие слова рождает война, знаю не понаслышке. Хорошее стихотворение. Мешает отсутствие знаков препинания, т.к. это меняет смысл. Второй вопрос, который я бы задал: «Райские леса» в мечтах – где они, и что это такое? Но этот вопрос – из области придирок. Он несущественный. У каждого может быть в душе «райский лес», и к «райскому саду» он, явно, не имеет никакого отношения.
***
Посвящение жизни.
О жизнь моя! Мои мученья Мои скитанья и лишенья. Всё в этой жизни я видал И горький перец и миндаль
Ты подавала на столы И открывала мне полы Своих нарядных одеяний Но всё-ж полна душа страданий
И что ни день коварна ты! Порою даришь мне цветы. Но что за радость, видеть их? В пучине горестей моих!
Но полно муки! Хватит бед! Хочу я видеть яркий свет! Ведь в час отчаянья души, Я чуть свечу не затушил.
Я лепестком о скалы бьюсь. О жизнь! Я смерти не боюсь! О смерти бога я молю. Но всё равно тебя люблю!
Это стихотворение - ужасно вторично.
Сравните:
«О жизни час! лети, не жаль тебя, Исчезни в тьме, пустое привиденье; Мне дорого любви моей мученье - Пускай умру, но пусть умру любя!»
Написал это А. С. Пушкин. Давно написал. Уже спето и перепето не одним поколением «романсистов». Но Пушкин никогда бы не написал (и не написал!) фразу «Всё в этой жизни я видал». Особенно «видал». Думаю, что классик бы написал «Всё в этой жизни видел я». Но Пушкин, при всей гениальности, остался для нас, как очень ответственный за каждое свое стихотворение (эпиграмму, поэму, сатиру, матерщину) автор. У И. Баркова, современника Пушкина в «Луке Мудищиве» есть образ «Вдовы», которая видела в жизни всё. Это я к тому, что всё видеть в жизни – признание нескромное и не соответствующее действительности. Ну а если в иносказательных смыслах, эта фраза принимается «с душком». Комментировать и «разбирать» это стихотворение нет смысла – оно из разряда «школьных сочинений» троечника.
|