Пятница, 29.03.2024, 17:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный аквариум А.Ю. Ефремова

Главная » 2013 » Август » 10 » Поэтическая дуэль с К. Юриным. Выстрел после ранения.
22:07
Поэтическая дуэль с К. Юриным. Выстрел после ранения.

Процесс идет в ШРР: 
http://my.mail.ru/community/shrr/37BD0CD56CA007CC.html

Константин Юрин настаивал, чтобы по законам дуэли, были произведены «выстрелы», т.е. был сделан обмен мнений по существу представленных произведений.
Причем, я - о его творчестве. А он – о моем.
О моем творчестве Юрин, как смог, высказался. Т.е. «выстрел» произвел.
Не скрою, я был ранен. Беспочвенным и безальтернативным мнением, в котором кроме злобы и обиды на всех и вся ничего, собственно, и не было. Рана была легкой, но неприятной.
Ну да бог с ним!
Дело-то затевалось неплохое, даже при условии нехватки времени. И т.к. опыт проведения мастерских у нас в ШРР был, подобные дуэли можно и повторять, в разных составах. 
Хотя, предвижу скепсис «опытных бойцов»: фестивалей что ли мало? Можно в реале, а не в виртуале поговорить, где хочешь, с кем угодно и сколько нужно. И неприятностей меньше, и времени больше.
А тут получается один не очень здоровый замутил, оскорбил, спровоцировал, был удален и вся недолга.
Но слово-то было сказано. За словом должно быть дело, тем более, что голосующие есть, ожидающие развязки. 

«Здесь Россия, Русь моя
Здесь родился и возрос я
И ходил я через росы
В рощу слушать соловья

Песнь пичуга запевает
Пробудив весенний день
И в оттаявшей воде
Ива волосы купает

Здесь Россия, Русь моя
Здес родился, вырос Я!»

Этими стихами, не вошедшими в «Дуэль», Константин знакомит нас с собой, своим творчеством и, надо полагать, заявляет свое, либо творческое, либо жизненное кредо, тем более, на такой патетической ноте. 
Имею полное право высказаться, тем более, что патриотическая линия есть и в моем творчестве, и даже в представленных для «Дуэли» стихах. 

Сначала о плюсах.
Автор, однозначно, любит свою родину, Россию, считает себя ее сыном и, надо полагать, никогда не станет иммигрантом, т.е. Россию «не предаст» (есть у отдельной части наших сограждан такое: кто «уехал» - тот уже не наш).
И я пока без всякой иронии: тема серьезна, и мнение К. Юрина здесь не играет никакой роли. Но, можно согласиться с автором: у нас прекрасная природа, неповторимая духовность, проявляющаяся в слиянии души, необозримых просторов и уникальных красот малой Родины (и у каждого она своя), где, конечно же можно подглядеть такую картинку, когда «ива купает свои волосы в оттаявшей воде, под песнь весенней пичуги». Красиво. 
Кто не согласен с эти мнением, может здесь приводить свои аргументы. 

«Мастерская» в виртуале, чего так хочет москвич К. Юрин, расширяет возможности «виртуального мастера», коим по роли довелось быть мне, воронежцу, т.е. «человеку глубинки», где Россия все же чуток поближе, чем в столице. 
Поэтому, мнение мое будет расширенным, хотя в реальных мастерских, работая, к примеру, с теми же Ю. Чайкой или Н. Чернявским, назначенными, без спроса, мною «секундантами», мы выходим и на эти темы.
Все зависит от того материала, который авторы приносят в мастерские.

В приведенном стихе К.Ю. лично меня сразу же напрягает «неновость» темы. Понятна, что она (эта тема) во все времена актуальна. Причем, поэты об этом и писали во все времена, как бы тяжело ни жилось в России.
Но напрягает не это. А то, что в этой теме трудно быть не вторичным, т.е. не первым, т.е. трудно найти свою боль, свою струну и быть при этом оригинальным, давая нам в своих стихах не просто лубочные картинки, как проявление любви к родине. 

В этих «поэтических красках», конечно больше всех преуспел С. Есенин, именно поэтических. 
«Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза».
Прекрасно и … неповторимо. 

Но и Заболоцкий хорош:
«В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна».

Ведь если опираться на фундамент высокой Поэзии, о чем настаивает К. Юрин, патриотизм и любовь к Родине тогда звучат в стихах убедительно, когда автор никого не повторяет, т.е. «поет себя». 

Можно еще много найти на эту тему у поэтов, и не только классических. В наши дни семантика и контекст фразы «Россия… Родина… Любовь (весна; судьба; душа и т.д.)» - это, как правило, всегда нездоровый патриотизм, либо ведущий к лозунгам: «Уважай или уезжай», либо предполагающий «лиризм вне времени», где красной нитью проходит: «ВСЁ У НАС В РОССИИ ХОРОШО, ЛУЧШЕ, ЧЕМ У ВСЕХ!».

За подчеркнутыми красивостями не видно, и не хочется смотреть, и не хочется спрашивать а что там стоит, за «ивой купающейся в весне», кто там и как живет…

Но это – не недостаток стихотворения К. Ю. Представлено лирическое стихотворение – настроение, написанное, возможно, в хорошем, лирическом настроении.

Полет лирического патриотизма настолько высок у автора в этом настроении, что называет он свое творение символичным «Не уеду» (http://www.bards.ru/archives/part.php?id=28685
Видимо, сомнения все же есть. 
Вот в этих сомнениях, которые, видимо, есть, но которые не отражены в написанных строчках, уверен, скрыто то самое «авторство», которого мне (мне одному, друзья!) в этом стихе катастрофически не хватает. 

И дело не в том, что можно придираться друг к другу, осознавая, что поэтами, все же рождаются. 

О «чистом» патриотизме, т.е. о сокровенных чувствах к своей родине, на мой взгляд, лучше всех сказал Пушкин. Коротко и на века: «Здесь русский дух. Здесь Русью пахнет». 
Гениальная простота.

Или, вот, тот же Есенин, «вдруг» оставляет нам, потомкам, другой «нерв»: 
«Россия-мать!
Прости меня,
Прости!
Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своем недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую».

И все же стихи о России, если это стихи – это, для меня, «другое состояние»:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.

(А. Ахматова)

«Вы слышите, грохочут сапоги…» (Б. Окуджава)
«Протопи ты мне баньку по белому, я от белого свету отвык…» (В. Высоцкий) 
«Многоголосье» (Ю. Визбор).

И т.д. 

Поэтому, о воздействии на меня стихотворенья «Не уеду» К. Ю. я могу сказать очень кратко.

Мне понравилось, что включено старое слово «возрос», хотя оно и ломает ритм и выглядит искусственно.
И все смазал избитый штамп, приводимый автором в конце:
«Здесь Россия, Русь моя
Здес родился, вырос Я!»

В реальной мастерской я бы обязательно спросил: «Ну и что»? И я родился, и я вырос, и миллионы других…
А поэзия - где? В пичуге, пробудившемся дне, иве? Согласен, но это - только начало. Это - красивая констатация факта свершившейся весны. Сделано поэтически-оригинально. Ну а дальше? Лично мне, как читателю, требуется развития, требуется выход автора на что-то личное, на тот самый «нерв», который и отличает Поэзию. 
Ну а если бы еще была бы некая кульминация – было бы совсем убедительно. 
А так: мы вздохнули, сказав «Ах!...» И… пошли дальше.
Автор не раскрылся в этом стихе и не раскрыл своего возможного потенциала.



По небу мчатся облака, из далека
Чернильной тучею, в блокнот легла строка

И будто снегом замело, 
закуролесило,
А рядом нету никого, 
людское месиво.

Мечтал о райских я лесах
и пел я песенки
Шагая вверх, спускался в низ 
по темной лесенке
Своею собственной рукой, 
все переправил я
И пили все за упокой, 
а я за здравие.

Это стихотворение трудно комментировать. Необходимо уточнение деталей, в какой жизненной ситуации и почему оно написано. 
В реальной мастерской я бы сразу задал, как минимум 1 вопрос:
«Если ты воевал, то где?»
Дело в том, что я и сам воевал, друзья знают, и какие слова рождает война, знаю не понаслышке.
Хорошее стихотворение. Мешает отсутствие знаков препинания, т.к. это меняет смысл. 
Второй вопрос, который я бы задал: «Райские леса» в мечтах – где они, и что это такое?
Но этот вопрос – из области придирок. Он несущественный. У каждого может быть в душе «райский лес», и к «райскому саду» он, явно, не имеет никакого отношения. 

***

Посвящение жизни.

О жизнь моя! Мои мученья
Мои скитанья и лишенья.
Всё в этой жизни я видал
И горький перец и миндаль

Ты подавала на столы
И открывала мне полы
Своих нарядных одеяний
Но всё-ж полна душа страданий

И что ни день коварна ты!
Порою даришь мне цветы.
Но что за радость, видеть их?
В пучине горестей моих!

Но полно муки! Хватит бед!
Хочу я видеть яркий свет!
Ведь в час отчаянья души,
Я чуть свечу не затушил.

Я лепестком о скалы бьюсь.
О жизнь! Я смерти не боюсь!
О смерти бога я молю.
Но всё равно тебя люблю! 

Это стихотворение - ужасно вторично.

Сравните:

«О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье -
Пускай умру, но пусть умру любя!»

Написал это А. С. Пушкин. Давно написал. Уже спето и перепето не одним поколением «романсистов».
Но Пушкин никогда бы не написал (и не написал!) фразу «Всё в этой жизни я видал».
Особенно «видал». Думаю, что классик бы написал «Всё в этой жизни видел я».
Но Пушкин, при всей гениальности, остался для нас, как очень ответственный за каждое свое стихотворение (эпиграмму, поэму, сатиру, матерщину) автор. 
У И. Баркова, современника Пушкина в «Луке Мудищиве» есть образ «Вдовы», которая видела в жизни всё. 
Это я к тому, что всё видеть в жизни – признание нескромное и не соответствующее действительности. 
Ну а если в иносказательных смыслах, эта фраза принимается «с душком». 
Комментировать и «разбирать» это стихотворение нет смысла – оно из разряда «школьных сочинений» троечника.

Бард Топ

Категория: Просто Новости | Просмотров: 571 | Добавил: Aefremov
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031